Звуковой способ( обучения грамоте)
- Звуковой способ( обучения грамоте)
— основан на изучении звуков речи и их письменных обозначений - букв. Разработан немецким педагогом Г. Стефани (начало 19 в.), определившим понятия "звук", "буква", "название буквы". Он использовал приём "звукосочетания" - протяжное произношение согласных и соединение их с гласными. Аналогичный способ в России был распространён Н.А. Корфом; он ввёл также письмо по слуху и ряд упражнений в звуковом анализе. З.с. способствовал сокращению срока обучения грамоте до 4 мес, а по мере его совершенствования - до 3-2,5 мес.
Переходным к З.с. считается способ Л.Н. Толстого, отрицавшего искусственное произношение отдельных звуков, но применявшего выделение звуков на слух и соединение их в слоги. Одновременное обучение чтению и письму сближает этот способ обучения грамоте со звуковым аналитико-синтетическим способом.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 95)
Ч426.131(2)02-255.1
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека.
2006.
Смотреть что такое "Звуковой способ( обучения грамоте)" в других словарях:
Звуковой аналитико-синтетический способ( обучения грамоте) — разработан в Западной Европе Ф. Дистервегом, К. Фогелем и др., в России К.Д. Ушинским. В его основе различение гласных и согласных в словах и их обозначение буквами. К чтению переходили на основе звукового анализа слов и их записи: письмо… … Педагогический терминологический словарь
ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ — ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО СИНТЕТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ. В России был разработан К. Д. Ушинским. Его основу составляло различение гласных и согласных в словах и их обозначений буквами. К чтению переходили после звукового анализа слов и их записи: чтению … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ — обучение чтению и письму Выбор способа. О.г. определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами Способ О.г. опирается на знания о простейших элементах речи звуках и их обозначении буквами. Обучающийся грамоте… … Российская педагогическая энциклопедия
БУКВАРЬ — азбука, учебник для пер вонач. обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логич. мышления. Б. традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре. Включает материал, формирующий у воспитанников… … Российская педагогическая энциклопедия
БУКВАРЬ, азбука — учебник для первонач. обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логич. мышления. Б. традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре. Включает материал, формирующий у воспитанников нормы… … Российская педагогическая энциклопедия
Гуслистый Алексей — Гуслистый, Алексей русский педагог, первый, применивший самостоятельно звуковой способ обучения грамоте и верно определивший его сущность. Биографических сведений о Гуслистом нет. Он издал: Российский букварь для обучения детей грамоте по… … Биографический словарь
Золотов Василий Андреевич — известный педагог (1804 1882). По окончании Ришельевского лицея пешком отправился в Московский университет. В 1829 г., после целого ряда лишений, вернулся в Одессу; был утвержден адъюнктом по кафедре словесных наук в лицее и открыл пансион, где… … Биографический словарь
Золотов, Василий Андреевич — (1804 1882) педагог, деятель народного образования. В 1832 49 содержал в Одессе частный пансион, в котором обучал с помощью новых методов по учебникам и руководствам, написанным им самим. В том числе применил звуковой способ обучения грамоте… … Педагогический терминологический словарь
БУНАКОВ — Николай Фёдорович [26.11 (8.12).1837, Вологда, 8(21). И. 1904, Петербург], педагог, теоретик и практик нач. обучения. Окончив Вологодскую гимназию (1854), сдал экзамены на звание учителя и стал преподавать рус. яз. в уездных уч щах, а с 1859 в… … Российская педагогическая энциклопедия
БУНАКОВ Николай Фёдорович — [26.11 (8.12).1837, Вологда, 8(21). И. 1904, Петербург], педагог, теоретик и практик нач. обучения. Окончив Вологодскую гимназию (1854), сдал экзамены на звание учителя и стал преподавать рус. яз. в уездных уч щах, а с 1859 в гимназии. В 1866 79… … Российская педагогическая энциклопедия